Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» удивляет всякого читателя. Нет сомнения: если бы описанные в романе события происходили «в самом деле», то только в заданной автором канве. Все персонажи книги поступают совершенно естественно в предложенных обстоятельствах. При этом речь идет о фантастических событиях или историческом действе.
В линии Понтий Пилат и Га-Ноцри есть одна деталь, кажущая несколько притянутой за уши. После казни Га-Ноцри прокуратор Иудеи посылает Афрания с тайным заданием убить Иуду, а сам засыпает под светом Луны.
Ему снится, как они с Га-Ноцри идут по лунной дорожке и Понтий радуется до слез, что казни не было. Они дружески спорят и не соглашаются друг с другом, но в этом вся и прелесть. Бродячий философ обещает, что они будут идти вместе в Вечность и прокуратор Иудеи просит, чтобы Га-Ноцри его - сына звездочета и дочери мельника, - не забыл, помянул….
Небольшая коллизия перерастает в огромную драму. Если перед казнью на Лысой горе Пилат подумывал: как ему отпустить уличного философа – врачевателя душ человеческих, тем самым насолив мутным типам из Синедриона или следовать политике Рима, направленной на невмешательство во внутренние дела Иудеи, что и было исполнено. То во сне Пилат уже готов сменить белый плащ с кровавым подбоем на паллий странника, чтобы войти в Вечность вместе с Га-Ноцри (<<Помянут меня, - сейчас же помянут и тебя>>).
Зачем М. Булгакову запоздалое прозрение Пилата? Полагаю, что Михаил Афанасьевич пытается донести до читателя один из сокровенных смыслов творчества настоящего писателя - быть свидетелем защиты грешных душ (каковыми мы все являемся) на Страшном суде. Из самой логики романа желание прокуратора Иудеи добиться посмертной славы в союзе с «безумным мечтателем и врачом» не очевидно.
Сон - один из самых распространенных источников откровений. Но в нашем случае догадка Пилата, что Га-Ноцри будут поминать - произвол автора «Мастера и Маргариты». Налицо нравственная дилемма, навязываемая М.Булгаковым: либо служба Риму, либо проповедь народу в сельской глуши и на городских площадях простой мысли: люди - добры! Только трусость и некоторые другие пороки заслоняют человека от его истинной сути.
«Сын звездочета и дочери мельника» уже находится в зените блестящей карьеры человека плебейского происхождения. Изначально прокураторы рекрутировались из свиты принцепса, угодить в которую удавалось немногим. С чего бы это Понтию Пилату проникаться учением безродного бродяги? О божественном статусе Га-Ноцри Понтий Пилат не догадывается. Никаких подсказок прокуратору об этом в романе не явятся.
В лице Га-Ноцри он нашел интересного собеседника, умеющего читать мысли и нетривиально излагать свои собственные. Выходцы из совершенно разных миров, с отличающимся жизненным опытом - объединены немногим: некоторой ученостью (знанием греческого языка) и острым умом. Га-Ноцри пробудил в Пилате дремавшую надобность в идеальном собеседнике.
Поговорить по душам, поговорить интересно, поговорить содержательно - фундаментальная потребность человека. Инет-общение, посиделки под бутылочку, старческая болтовня на скамейках, походы к психотерапевтам и все в таком роде - поиск человека человеком. Не всякому получается излить душу. Зачастую: некому.
Понтий Пилат затосковал по Га-Ноцри именно поэтому.
Потребность же послужить богу - потребность самого Михаила Афанасьевича, как настоящего писателя, впрочем, иногда нуждавшегося в соответствующем удостоверении. Жил в СССР